Эволюция региональных СЦ
Ситуационные центры в России как инструмент для принятия решений стали создаваться по инициативе государственных органов. В числе первых был Национальный центр управления в кризисных ситуациях - интеллектуальная многоуровневая структура, образованная в системе МЧС в 2009 году. В дальнейшем по такой же модели стали строиться региональные центры, одна часть из которых функционирует как оперативный штаб управления на время чрезвычайных ситуаций, а вторая - как ситуационный центр региональных органов власти для решения социально-экономических задач.
Толчком для бурного развития аналитических ситуационных центров стал указ Президента РФ от 4 февраля 2021 г. № 68 "Об оценке эффективности деятельности высших должностных лиц". В СМИ за этим процессом закрепилось название "рейтинг губернаторов", хотя аналогичный подход применяется также к оценке руководителей министерств и других органов исполнительной власти. Рейтинг глав субъектов рассчитывается на базе 20 критериев, охватывающих ключевые социально-экономические факторы и привязанных к достижению национальных целей. Среди индикаторов: численность населения в регионе, объем жилищного строительства, темпы роста среднемесячной зарплаты. Также измеряются доверие к власти (от местной до Президента РФ), ожидаемая продолжительность жизни, уровень цифровой зрелости, качество городской среды и другие показатели.
Такая оценка с 2021 года проводится в каждом регионе и позволяет анализировать результативность действий власти на местах. Субъекты, демонстрирующие лучшие результаты, могут рассчитывать на преференции от федерального центра, например, повышенное финансирование или первоочередное включение в программы социального развития.
Как СЦ способствуют росту рейтинга региона
Быть в числе лидеров - наверное, мечта каждого региона. И дело не только в статусе. Ориентированность на достижение целевых показателей позволяет действительно улучшить уровень жизни населения и повысить удовлетворенность жителей регионов.
И здесь вырисовывается точка роста: оценка эффективности местной власти производятся на базе статистической информации за отчетный период. Фактически, это данные, которые уже не подлежат коррекции: работу над ошибками придется проводить позже и с несколько меньшим бюджетом, чем у регионов-лидеров. Чтобы держать руку на пульсе и своевременно усиливать работу на проседающих "KPI-направлениях", как раз и оказываются полезны ситуационные центры, куда стекается вся информация от госучреждений муниципального и регионального уровня, проводится моделирование и прогнозирование развития событий, а также формируются предложения для принятия управленческих решений в социально-экономической сфере.
Собранные данные, таким образом, позволяют не только оценивать текущее состояние дел, но и прогнозировать развитие ситуации, просчитывать наиболее оптимальные решения, подбирая их таким образом, чтобы оптимальные ресурсные вложения в "узких" местах приносили максимальный эффект. Это дает возможность повысить уровень жизни населения и удовлетворенность действиями органов исполнительной власти.
Кейсы по использованию функционала СЦ
Сейчас ситуационные центры имеются практически во всех регионах России. Но только некоторые из них качественно справляются с широким спектром задач по сбору и анализу данных на уровне субъекта РФ.
В этих центрах-лидерах внедрены продвинутые информационные системы, позволяющие выработать системный подход к управлению экономической, тарифной, транспортной и социальной политикой.
К примеру, при помощи платформы "Ситуационный центр" в Татарстане решены комплексные задачи по улучшению ряда ключевых показателей эффективности управления на муниципальном уровне. Так, Елабужский район, используя результаты моделирования платформы, поднялся в рейтинге муниципалитетов республики с 23 на 8 место.
Модель также позволила оптимально распределить бюджетные средства на капитальный ремонт и строительство социальных объектов с учетом прогнозной численности населения и других параметров.
В Казани использование результатов моделирования повысило эффективность и доступность социальной инфраструктуры: платформа помогла распределить около 165 новых жилых домов между социальными объектами, выдала рекомендации по строительству новых зданий и рациональному распределению кадровых ресурсов.
Кроме того, в 2020 году разработчики в рамках платформы "Ситуационного центра" запустили пилотный проект по сбору экологических данных. Одна из моделей анализировала показатели качества воздуха, используя информацию от Минэкологии и данные о загрязнителях на предприятиях. Это позволило оперативно выявлять и реагировать на источники загрязнения.
К сожалению, региональные центры с подобной функциональностью - скорее, исключение из правил. Чаще всего под "ситуационным центром" подразумеваются просто группа компьютеров и средств визуализации, выводящих на экран дашборды с текущим положением дел по различным направлениям. В этих решениях нередко отсутствует возможность быстро реагировать на возникающие проблемы и ставить дополнительные задачи по анализу данных.
Нельзя сказать, что региональные администрации устраивает такая ситуация. Порядка 10% из них уже приступили к модернизации ситуационных центров. И это не только апгрейд оборудования, но и развитие интеллектуальных систем на базе ИИ и машинного обучения, которые отвечают за предиктивный анализ и расчет сценариев реагирования.
Аналитический фундамент
Эффективность ситуационного центра напрямую зависит от доступности актуальных и достоверных данных. Упомянутые выше 20 критериев эффективности высших должностных лиц рассчитываются на основе сотни показателей региональных ОГВ. А те в свою очередь, формируются на основе 1000+ показателей, собранных на региональном и муниципальном уровне. При этом сбор исходных данных из разных информационных систем и в различных форматах довольно проблематичен.
В идеале программное обеспечение должно автоматически подтягивать нужные данные из информационных систем подведмственных организаций. На практике это мало реализуемо. Следовательно, необходимо использовать системы, позволяющие быстро организовать процесс сбора данных, включающие в себя возможности автоматического и ручного ввода информации. При этом настройка процессов должна быть гибкой, чтобы не привлекать подрядчика каждый раз, когда необходимо ввести новый показатель или форму для сбора данных.
Куда бОльшая проблема – состав и качество данных. Многие ведомства собирают и обрабатывают одни и те же сведения, при этом, в зависимости от использованных источников и заданных параметров анализа, полученные результаты могут противоречить друг другу. Поэтому помимо средств нормализации и унификации данных (приведения к единому стандарту) необходимо внедрять решения, нацеленные на обеспечение их достоверности. Здесь применимы средства версионирования значений и хранения полной информации об источнике, валидация и верификация данных, в том числе выявление отклонений методами математического анализа. К примеру, процессы, отвечающие за обработку данных, реализованы на платформе Innostage Data Analysis Platform (In-DAP). Системы, способные подготовить данные с высокой степенью достоверности позволяют сформировать на уровне регионального ситуационного центра "источник правды" - надежный фундамент для быстрого принятия взвешенных решений.
Новый уровень аналитики
В хаотично меняющемся и полном политико-экономических конфликтов мире, к процессам принятия решений предъявляются повышенные требования. Цена ошибки или промедления крайне высока, а значит решения должны быть точными и быстрыми. И здесь, конечно, не обойтись без систем продвинутого анализа данных, базирующихся на методах математического моделирования и машинного обучения.
Они помогают отвечать на такие вопросы как: "Что произойдет?", "Что будет, если…", "Что предпринять, чтобы…", "Как оптимально распределить ресурсы?".
Решение подобных задач основано на применении методов математического моделирования и машинного обучения. Несмотря на все возрастающий интерес к данным технологиям, они все еще остаются недосягаемы для широкого круга пользователей. Применение специальных платформ значительно ускоряет процесс разработки новых моделей и делает инструменты продвинутой аналитики доступными для многих государственных и коммерческих заказчиков. Подобные решения позволяют максимально оперативно разработать т.н. "Ситуационные модели", способные, например, спрогнозировать распространение эпидемии и рекомендовать оптимальные меры противодействия угрозе или рассчитать максимально эффективные меры снижения уровня преступности.
Переход на продвинутые системы назрел, но должен начинаться на уровне осознания проблемы. Для того, чтобы центры информирования руководства о текущей ситуации эволюционировали в центры прогнозирования событий и поддержки принятия решений, необходимо пересмотреть отношение к ним и перестать использовать РСЦ только как инструмент отчетности перед федеральным центром и формирования имиджа региона.
Спектр задач, который может решать ситуационный центр, гораздо шире визуализации масштабов проблем и достижений. При соответствующей модернизации такой инструмент продвинутой аналитики поможет в принятии решений, способных радикально повысить эффективность управления в регионах, а, значит, и в целом в стране.