Марафон хакатонов Digital Superhero – совместный проект Республики Татарстан, минцифры РТ, ГБУ «Безопасность дорожного движения» РТ, группы компаний InnoSTage, бизнес-акселератора Digital SuperHero и Ак Барс Банка.
Генеральный директор группы компаний Innostage Айдар Гузаиров
— Какие цели ставили перед стартом марафона хакатонов? Оправдали ли участники и предложенные ими решения ожидания организаторов? Как в целом оцените итоги хакатонов?
Те цели, которые мы закладывали в марафон хакатонов, были достигнуты. Какие-то задачи мы даже перевыполнили. Например, внезапный для нас перенос хакатонов в онлайн-формат из-за коронавирусной инфекции дал интересные и неожиданные результаты. Мы получили совершенно другую географию и отклик.
Участников в этом году было больше. Через воронку хакатонов за полгода прошли свыше 1 тыс. человек. Более 500 человек приняли активное участие в мероприятиях. Были участники, которые работали в составе команд из-за границы. Наверное, они были бы нам недоступны в привычном режиме офлайн.
Кроме того, в этом году удалось привлечь больше партнеров, которые приняли участие в организации хакатона и поставили интересные задачи. Синергия всех этих секторов сработала в итоге на успех марафона.
Отмечу, что мы продолжаем анализировать результаты хакатонов. И, думаю, еще будем находить для себя интересные заготовки по итогам работы.
— Является ли хакатон удобным и работающим инструментом для генерации и поиска IT-решений для государства и бизнеса? Насколько проекты, предложенные в рамках марафона в 2020 году, оказались полезными с практической точки зрения?
Мы скрупулезно подходим к постановке задач. Они должны быть максимально практичными и приближенными к реалиям. Для нас важно, чтобы решения, которые рассматривались на хакатоне, нашли свое применение. В ближайшие полгода мы планируем «обкатать» около 10 отобранных решений на реальных предприятиях. Для нас это будет сигналом успешности гипотезы о том, что можно выйти на рынок и найти там свежие идеи.
— Помогают ли хакатоны искать квалифицированные ИТ-кадры? Есть ли примеры, когда участников пригласили крупные компании? Распространена ли такая практика?
Конечно, хакатоны – это, в том числе, и площадка для поиска талантливых специалистов для последующего найма в компании. На мой взгляд, это уникальный инструмент. Ведь в хакатонах принимают участие люди, которых не бывает на сайтах по поиску работы. Они не всегда находятся в активной фазе трудоустройства.
При этом важно, что в рамках хакатона можно познакомиться и оценить уровень профессионализма специалистов в деле. Так что – это одна из перспективных форм поиска сотрудников. Я уже отмечал, что через воронку хакатонов только в этом году прошло больше 1 тыс. человек. То есть, это широкое поле и для работы HR-специалистов.
— В чем профит для команд от участия в подобных проектах? Что получают участники?
В первую очередь, денежные призы. В ту воронку, которую мы образовали , в основном попадали начинающие команды. И этим ребятам важно получение финансового результата, как для возможности дальнейшего развития, так и для самомотивации.
Кроме того, одно из главных преимуществ хакатонов – это возможность попробовать себя в реализации конкретных задач. Узнать, способен ли ты собраться в короткие сроки? У нас были нетривиальные задачи. Например, связанные с экологией или дорожным движением. Думаю, далеко не у всех участников был подобный опыт.
Кроме этого, хакатон дает возможность сформировать новые связи. Это многоцелевое, многогранное сотрудничество.
— Какова роль акселератора Digital Superhero в рамках проведения марафона онлайн-хакатонов?
Мы видим свою деятельность шире, чем простая организация мероприятия. Скорее, можно говорить об операторе-акселераторе. Благодаря тому, что наш акселератор интегрируется с нашим основным бизнесом, мы можем обеспечить переход от гипотез, от первых прототипов, сделанных участниками, к практической апробации на поле наших заказчиков. Здесь мы можем оказывать некую поддержку.
И так как в этом году нам удалось поднять планку, уже задумываемся о том, куда двигаться на будущий год. Нам необходимо учиться продвигать решения участников на глобальном уровне. Можно сказать, что это та цель, к которой мы будем двигаться.
Сотрудничество с Лабораторией Касперского, которое состоялось в этом году, первый шаг к этому.
— Планируете ли проведение такого марафона в 2021 году? Есть понимание, какие задачи будут ставиться в следующем году?
Задачи будем формировать в следующие полгода. Важно, что партнеры, которые были с нами в этом году, подтвердили заинтересованность в участии и в следующем «сезоне». Надеемся, что у проекта появятся и новые индустриальные партнеры, например, из сферы энергетики.
— В следующем году вернетесь в офлайн-режим или останетесь в онлайне?
Если условия позволят работать в офлайне, то, скорее всего, появится гибридная модель. Повторюсь, онлайн открыл нам новые горизонты. Несмотря на все сложности и изначально пугающий формат, результаты превзошли ожидания. Не хочется потерять наработки, которые были нами получены. С другой стороны, хочется вернуть некоторые элементы старых добрых хакатонов. Те истории, когда команды запираются в одном помещении и 24 часа в сутки занимаются решением задач.
Директор государственного бюджетного учреждения «Безопасность дорожного движения» Рифкат Минниханов.
— Какое количество участников было на хакатоне? Из каких городов?
Если говорить о марафоне из трех онлайн-хакатонов, то мы получили 1 120 заявок на участие из 70 городов. Помимо разработчиков из Татарстана, участвовали команды из российских регионов и зарубежных стран – были команды, которые в период соревнований находились в Белоруссии, Чехии, Германии.
Призеры финального хакатона по трекам:
1 место - команда «Стратиенко» (Электросталь), 2 место – команда «Digital rover» (Саратов, Красноярск, Кемерово), 3 место – команда «Unity3D Oculus VR» (Москва);
1 место – команда «CVD Team» (Санкт-Петербург), 2 место – команда «Mozhayka Team» (Санкт-Петербург), 3 место – команда «ASDF» (Самара);
1 место – команда «Black Magic Production» (Казань), 2 место – команда «AI Radiology» (Иннополис, г.Москва), 3 место – команда «FaNopOch» (Иннополис).
Дополнительные номинации:
«Прорыв» – команда «Tracking Team» (Казань), «Креативное решение» – команда «Sigma» (Иннополис), «Приз зрительских симпатий» – команда «Часто пропадаем» (Санкт-Петербург).
— ГБУ БДД были постановщиками задач на первом и финальном хакатонах. Насколько созданные разработки удовлетворяют ожиданиям? Получили ли результат, на который рассчитывали? Расскажите о наиболее интересных кейсах финального хакатона.
В рамках первого онлайн-хакатона участники создавали ИТ-проекты в сфере интеллектуальных транспортных систем и работали с платформой Распределенного ситуационного центра Республики Татарстан.
Новые решения в сфере интеллектуальных транспортных систем сегодня крайне востребованы. В федеральном национальном проекте «Безопасные и качественные автомобильные дороги» направление ИТС стоит отдельным блоком. В 2020 году на оптимизацию транспортных потоков в республике выделено 370 млн рублей, сейчас идет поиск наиболее эффективных решений и технологий.
Одним из элементов ИТС является система распознавания изображений и одна из задач первого хакатона была именно на эту тему. Участниками были разработаны алгоритмы распознавания автомобильных регистрационных знаков и типов транспортных средств, в том числе, провоцирующих инциденты на дорогах. Также во время хакатона команды разрабатывали оптимальные модели транспортных потоков.
С платформой ситуационного центра участники познакомились впервые, но это не помешало им создать порядка 100 математических моделей по разным направлениям. Задачи были сложными, но результат превзошел ожидания – участники продемонстрировали, насколько разнопланово можно применить платформу для принятия управленческих решений с использованием прогнозной аналитики. Не так давно был запущен портал, на котором уже сегодня можно увидеть сформированные модели, а также создавать их самостоятельно.
На финальный хакатон мы предложили несколько разноплановых задач: разработка игры для пропаганды безопасности дорожного движения, распознавание объектов на космоснимках, на фото с квадрокоптеров и на рентгеновских изображениях, а также разработку сервиса для определения мест концентрации ДТП и создание на основании этих данных рекомендательной модели по оптимизации размещения камер фиксации нарушений. Решая эти задачи, участники предложили множество новых идей, разработали прототипы и сервисы.
— В чем значимость предложенных ИТ-решений для республики? Какие из них действительно могут быть применены в ближайшем будущем? Есть ли примеры, что созданные решения уже пошли в эксплуатацию?
Один из успешных примеров – сервис распознавания транспортных средств, который был разработан одной из команд на майском хакатоне. Эта команда, получившая специальную номинацию Ready to Use, уже в июне этого года внедрила сервис в работу. Благодаря этому сегодня 70% информации, получаемой с камер, обрабатывается автоматически.
Таким образом, в рамках хакатона в короткие сроки был разработан сервис, который впоследствии был доработан участниками и в результате мы получили готовый к использованию продукт. Оптимизация всех процессов заняла всего пару недель после мероприятия.
Еще один положительный пример – проект команды-победителя хакатона «Интеллектуальные транспортные системы и элементы ситуационных центров», которая разработала эффективный алгоритм видеоанализа транспортных потоков с использованием технологии машинного зрения. Этот алгоритм, после небольшой доработки, может быть применен в системах контроля движения на загруженных автодорогах.
Одной из задач, связанных с платформой Распределенного ситуационного центра РТ, было создание алгоритма определения источника загрязнения воздуха. На ее решение у команд была всего неделя, чтобы изучить область применения и разработать собственное решение. В результате команды презентовали прототипы, способные выявлять возможный источник выброса и показывать его на карте.
Недельный срок для решения подобного рода задач явно недостаточен, и для создания точной модели потребуется гораздо больше времени, но мы увидели интересные команды, способные решать подобные задачи. В будущем эти проекты можно будет доработать и применять на практике, чтобы в режиме реального времени отслеживать выбросы и визуализировать локацию предприятий-нарушителей.
— Насколько республика заинтересована в поддержке подобных цифровых проектов? Каких финансовых затрат это потребует?
Татарстан всегда был заинтересован в развитии кадрового потенциала для решения задач цифровизации всех сфер республики. В июле этого года в Кабинете Министров РТ прошло заседание по вопросам цифровой трансформации Татарстана, где Президент РТ Рустам Минниханов отметил, что необходимо использовать самые передовые практики России и мира.
Главная цель хакатонов Digital Superhero – получить продуктивные идеи и быстрые решения, которые можно использовать в процессах цифровизации органов управления и предприятий нашей республики.
В целом, проведение подобных мероприятий позволяет, с одной стороны, четко и быстро селектировать первоочередные задачи как у государства, так и у бизнеса, а с другой – показать инициативным командам направления, по которых имеется потребность в новых решениях, что в свою очередь может стать первым этапом к появлению новых стартапов в республике.
Что касается финансов, то могу сказать, что в рамках нацпроекта «Цифровая экономика» до 2024 года правительство России выделит около 20 млрд рублей российским компаниям-разработчикам для создания программных продуктов. Мы ожидаем, что на поддержку государства смогут претендовать порядка 400 компаний Татарстана, среди которых немало стартапов, для которых хакатоны — это прекрасная возможность заявить о себе и своих возможностях.
Подробнее на РБК
— Какие цели ставили перед стартом марафона хакатонов? Оправдали ли участники и предложенные ими решения ожидания организаторов? Как в целом оцените итоги хакатонов?
Те цели, которые мы закладывали в марафон хакатонов, были достигнуты. Какие-то задачи мы даже перевыполнили. Например, внезапный для нас перенос хакатонов в онлайн-формат из-за коронавирусной инфекции дал интересные и неожиданные результаты. Мы получили совершенно другую географию и отклик.
Участников в этом году было больше. Через воронку хакатонов за полгода прошли свыше 1 тыс. человек. Более 500 человек приняли активное участие в мероприятиях. Были участники, которые работали в составе команд из-за границы. Наверное, они были бы нам недоступны в привычном режиме офлайн.
Кроме того, в этом году удалось привлечь больше партнеров, которые приняли участие в организации хакатона и поставили интересные задачи. Синергия всех этих секторов сработала в итоге на успех марафона.
Отмечу, что мы продолжаем анализировать результаты хакатонов. И, думаю, еще будем находить для себя интересные заготовки по итогам работы.
— Является ли хакатон удобным и работающим инструментом для генерации и поиска IT-решений для государства и бизнеса? Насколько проекты, предложенные в рамках марафона в 2020 году, оказались полезными с практической точки зрения?
Мы скрупулезно подходим к постановке задач. Они должны быть максимально практичными и приближенными к реалиям. Для нас важно, чтобы решения, которые рассматривались на хакатоне, нашли свое применение. В ближайшие полгода мы планируем «обкатать» около 10 отобранных решений на реальных предприятиях. Для нас это будет сигналом успешности гипотезы о том, что можно выйти на рынок и найти там свежие идеи.
— Помогают ли хакатоны искать квалифицированные ИТ-кадры? Есть ли примеры, когда участников пригласили крупные компании? Распространена ли такая практика?
Конечно, хакатоны – это, в том числе, и площадка для поиска талантливых специалистов для последующего найма в компании. На мой взгляд, это уникальный инструмент. Ведь в хакатонах принимают участие люди, которых не бывает на сайтах по поиску работы. Они не всегда находятся в активной фазе трудоустройства.
При этом важно, что в рамках хакатона можно познакомиться и оценить уровень профессионализма специалистов в деле. Так что – это одна из перспективных форм поиска сотрудников. Я уже отмечал, что через воронку хакатонов только в этом году прошло больше 1 тыс. человек. То есть, это широкое поле и для работы HR-специалистов.
— В чем профит для команд от участия в подобных проектах? Что получают участники?
В первую очередь, денежные призы. В ту воронку, которую мы образовали , в основном попадали начинающие команды. И этим ребятам важно получение финансового результата, как для возможности дальнейшего развития, так и для самомотивации.
Кроме того, одно из главных преимуществ хакатонов – это возможность попробовать себя в реализации конкретных задач. Узнать, способен ли ты собраться в короткие сроки? У нас были нетривиальные задачи. Например, связанные с экологией или дорожным движением. Думаю, далеко не у всех участников был подобный опыт.
Кроме этого, хакатон дает возможность сформировать новые связи. Это многоцелевое, многогранное сотрудничество.
— Какова роль акселератора Digital Superhero в рамках проведения марафона онлайн-хакатонов?
Мы видим свою деятельность шире, чем простая организация мероприятия. Скорее, можно говорить об операторе-акселераторе. Благодаря тому, что наш акселератор интегрируется с нашим основным бизнесом, мы можем обеспечить переход от гипотез, от первых прототипов, сделанных участниками, к практической апробации на поле наших заказчиков. Здесь мы можем оказывать некую поддержку.
И так как в этом году нам удалось поднять планку, уже задумываемся о том, куда двигаться на будущий год. Нам необходимо учиться продвигать решения участников на глобальном уровне. Можно сказать, что это та цель, к которой мы будем двигаться.
Сотрудничество с Лабораторией Касперского, которое состоялось в этом году, первый шаг к этому.
— Планируете ли проведение такого марафона в 2021 году? Есть понимание, какие задачи будут ставиться в следующем году?
Задачи будем формировать в следующие полгода. Важно, что партнеры, которые были с нами в этом году, подтвердили заинтересованность в участии и в следующем «сезоне». Надеемся, что у проекта появятся и новые индустриальные партнеры, например, из сферы энергетики.
— В следующем году вернетесь в офлайн-режим или останетесь в онлайне?
Если условия позволят работать в офлайне, то, скорее всего, появится гибридная модель. Повторюсь, онлайн открыл нам новые горизонты. Несмотря на все сложности и изначально пугающий формат, результаты превзошли ожидания. Не хочется потерять наработки, которые были нами получены. С другой стороны, хочется вернуть некоторые элементы старых добрых хакатонов. Те истории, когда команды запираются в одном помещении и 24 часа в сутки занимаются решением задач.
Директор государственного бюджетного учреждения «Безопасность дорожного движения» Рифкат Минниханов.
— Какое количество участников было на хакатоне? Из каких городов?
Если говорить о марафоне из трех онлайн-хакатонов, то мы получили 1 120 заявок на участие из 70 городов. Помимо разработчиков из Татарстана, участвовали команды из российских регионов и зарубежных стран – были команды, которые в период соревнований находились в Белоруссии, Чехии, Германии.
На хакатоне были представлены участники из городов Москва, Санкт-Петербург, Казань, Новосибирск, Самара, Екатеринбург, Иннополис, Уфа, Хабаровск, Владивосток, Краснодар, Челябинск, Нижний Новгород, Н.Челны, Красноярск, Саратов, Кемерово, Владимир, Обнинск; Омск; Ростов-на-Дону Душанбе, Махачкала, Челябинск, Сыктывкар, Кузнецк, Тольятти, Электросталь, Калининград, Симферополь; Томск. Участники находились и в таких городах, как Мюнхен, Ереван, Милан, Прага, Брно.На финальном хакатоне на призовой фонд претендовали 48 команд, 9 из которых стали победителями и 3 были отмечены специальными наградами. В финале в дополнение к стандартным призовым местам были добавлены дополнительные номинации «Прорыв», «Креативное решение», «Приз зрительских симпатий», что позволило нам наградить больше команд. В целом по трем хакатонам общий призовой фонд составил 2,4 млн.руб.
Призеры финального хакатона по трекам:
1 место - команда «Стратиенко» (Электросталь), 2 место – команда «Digital rover» (Саратов, Красноярск, Кемерово), 3 место – команда «Unity3D Oculus VR» (Москва);
1 место – команда «CVD Team» (Санкт-Петербург), 2 место – команда «Mozhayka Team» (Санкт-Петербург), 3 место – команда «ASDF» (Самара);
1 место – команда «Black Magic Production» (Казань), 2 место – команда «AI Radiology» (Иннополис, г.Москва), 3 место – команда «FaNopOch» (Иннополис).
Дополнительные номинации:
«Прорыв» – команда «Tracking Team» (Казань), «Креативное решение» – команда «Sigma» (Иннополис), «Приз зрительских симпатий» – команда «Часто пропадаем» (Санкт-Петербург).
— ГБУ БДД были постановщиками задач на первом и финальном хакатонах. Насколько созданные разработки удовлетворяют ожиданиям? Получили ли результат, на который рассчитывали? Расскажите о наиболее интересных кейсах финального хакатона.
В рамках первого онлайн-хакатона участники создавали ИТ-проекты в сфере интеллектуальных транспортных систем и работали с платформой Распределенного ситуационного центра Республики Татарстан.
Новые решения в сфере интеллектуальных транспортных систем сегодня крайне востребованы. В федеральном национальном проекте «Безопасные и качественные автомобильные дороги» направление ИТС стоит отдельным блоком. В 2020 году на оптимизацию транспортных потоков в республике выделено 370 млн рублей, сейчас идет поиск наиболее эффективных решений и технологий.
Одним из элементов ИТС является система распознавания изображений и одна из задач первого хакатона была именно на эту тему. Участниками были разработаны алгоритмы распознавания автомобильных регистрационных знаков и типов транспортных средств, в том числе, провоцирующих инциденты на дорогах. Также во время хакатона команды разрабатывали оптимальные модели транспортных потоков.
С платформой ситуационного центра участники познакомились впервые, но это не помешало им создать порядка 100 математических моделей по разным направлениям. Задачи были сложными, но результат превзошел ожидания – участники продемонстрировали, насколько разнопланово можно применить платформу для принятия управленческих решений с использованием прогнозной аналитики. Не так давно был запущен портал, на котором уже сегодня можно увидеть сформированные модели, а также создавать их самостоятельно.
На финальный хакатон мы предложили несколько разноплановых задач: разработка игры для пропаганды безопасности дорожного движения, распознавание объектов на космоснимках, на фото с квадрокоптеров и на рентгеновских изображениях, а также разработку сервиса для определения мест концентрации ДТП и создание на основании этих данных рекомендательной модели по оптимизации размещения камер фиксации нарушений. Решая эти задачи, участники предложили множество новых идей, разработали прототипы и сервисы.
— В чем значимость предложенных ИТ-решений для республики? Какие из них действительно могут быть применены в ближайшем будущем? Есть ли примеры, что созданные решения уже пошли в эксплуатацию?
Один из успешных примеров – сервис распознавания транспортных средств, который был разработан одной из команд на майском хакатоне. Эта команда, получившая специальную номинацию Ready to Use, уже в июне этого года внедрила сервис в работу. Благодаря этому сегодня 70% информации, получаемой с камер, обрабатывается автоматически.
Таким образом, в рамках хакатона в короткие сроки был разработан сервис, который впоследствии был доработан участниками и в результате мы получили готовый к использованию продукт. Оптимизация всех процессов заняла всего пару недель после мероприятия.
Еще один положительный пример – проект команды-победителя хакатона «Интеллектуальные транспортные системы и элементы ситуационных центров», которая разработала эффективный алгоритм видеоанализа транспортных потоков с использованием технологии машинного зрения. Этот алгоритм, после небольшой доработки, может быть применен в системах контроля движения на загруженных автодорогах.
Одной из задач, связанных с платформой Распределенного ситуационного центра РТ, было создание алгоритма определения источника загрязнения воздуха. На ее решение у команд была всего неделя, чтобы изучить область применения и разработать собственное решение. В результате команды презентовали прототипы, способные выявлять возможный источник выброса и показывать его на карте.
Недельный срок для решения подобного рода задач явно недостаточен, и для создания точной модели потребуется гораздо больше времени, но мы увидели интересные команды, способные решать подобные задачи. В будущем эти проекты можно будет доработать и применять на практике, чтобы в режиме реального времени отслеживать выбросы и визуализировать локацию предприятий-нарушителей.
— Насколько республика заинтересована в поддержке подобных цифровых проектов? Каких финансовых затрат это потребует?
Татарстан всегда был заинтересован в развитии кадрового потенциала для решения задач цифровизации всех сфер республики. В июле этого года в Кабинете Министров РТ прошло заседание по вопросам цифровой трансформации Татарстана, где Президент РТ Рустам Минниханов отметил, что необходимо использовать самые передовые практики России и мира.
Главная цель хакатонов Digital Superhero – получить продуктивные идеи и быстрые решения, которые можно использовать в процессах цифровизации органов управления и предприятий нашей республики.
В целом, проведение подобных мероприятий позволяет, с одной стороны, четко и быстро селектировать первоочередные задачи как у государства, так и у бизнеса, а с другой – показать инициативным командам направления, по которых имеется потребность в новых решениях, что в свою очередь может стать первым этапом к появлению новых стартапов в республике.
Что касается финансов, то могу сказать, что в рамках нацпроекта «Цифровая экономика» до 2024 года правительство России выделит около 20 млрд рублей российским компаниям-разработчикам для создания программных продуктов. Мы ожидаем, что на поддержку государства смогут претендовать порядка 400 компаний Татарстана, среди которых немало стартапов, для которых хакатоны — это прекрасная возможность заявить о себе и своих возможностях.
Подробнее на РБК