Пресс-центр

В режиме онлайн: Татарстан ищет решения и кадры для ИТ-проектов

О компании в СМИ
В сентябре Татарстан проведет в онлайн-формате международный ИТ-форум – Kazan Digital Week. В таком же режиме пройдет предваряющая его серия хакатонов для молодых ИТ-специалистов, первый из которых уже состоялся


Организаторы серии хакатонов Digital Superhero рассказали в интервью РБК Татарстан, что коррективы в формат проведения внесла пандемия коронавируса. В первом соревновании приняли участие представители 35 городов, причем, в одной команде могли работать люди, физически находящиеся на большом расстоянии друг от друга, даже за рубежом.

Разработанные участниками хакатонов решения планируется использовать в экономике республике, а кадры – привлечь в ИТ-проекты, которые реализуются в регионе.

Решения для реальности

— В связи с пандемией коронавируса хакатон Digital Superhero прошел в онлайн-формате. Что это за конкурс, какие у него цели? Почему он важен для республики?

Директор ГБУ «Безопасность дорожного движения» Рифкат Минниханов: Предыстория этого мероприятия такова: в сентябре этого года в Казани должен был состояться первый центрально-восточный конгресс по интеллектуальным транспортным системам (ИТС). В рамках этого мероприятия планировалось провести серию соревнований среди программистов, они должны были проходить с мая по сентябрь.

В итоге, конгресс в связи с пандемией коронавируса был перенесен на 2022 год. Руководством Республики Татарстан было принято решение с 21 по 24 сентября провести международный форум, который должен охватить более широкий спектр вопросов цифровизации, нежели ИТС — Kazan Digital Week. Он будет проходить в онлайн-формате.

В рамках форума было решено запустить серию хакатонов, тоже в режиме онлайн, чтобы к его началу собрать ярких талантливых молодых специалистов и их проекты и представить их на Kazan Digital Week. Так начался марафон хакатонов Digital Superhero.

В конце мая завершился первый хакатон, посвященный интеллектуальным транспортным системам и элементам ситуационных центров – его партнером стал концерн «Национальные телематические системы» и одна из его дочерних компаний – «Казань-Телематика».

Сегодня в республике реализуется большое количество крупных проектов в области цифровых технологий. Поэтому важно работать не только с внутренними идеями и специалистами, но и знакомиться с экспертами, свежими проектами и подходами за пределами республики.

Основная цель марафона хакатонов Digital Superhero – найти идеи решения задач, актуальных для предприятий и государственных органов Татарстана. Предприятия и республика готовы выступить платформой для доработки и реализации этих идей на практике. Татарстан всегда был открыт для привлечения ИТ-специалистов, и одна из задач, которую решает соревнование – поиск кадров для ИТ-проектов в республике.

— Расскажите о преимуществах дистанционного режима проведения такого мероприятия? Какие кейсы решали участники? В чем их значимость для республики?

Онлайн-формат мероприятия позволил расширить географию проекта. Мы сумели привлечь внимание разработчиков к темам хакатона из 35 городов России. Некоторые из них на момент соревнования даже находились в зарубежных странах.

Так же мы увеличили продолжительность мероприятия с 2 до 7 дней. В онлайн-формате это возможно сделать, а в оффлайн подобная практика встречается крайне редко.

На первом хакатоне было две темы – интеллектуальные транспортные системы и ситуационные центры.

В рамках первого направления участники разрабатывали ИТ-проекты в области интеллектуальных транспортных систем. Одной из технологий, с которой нужно было работать, было машинное зрение.
Рифкат Минниханов

Направление ИТС играет большую роль в городской инфраструктуре. Даже в федеральном нацпроекте «Безопасные и качественные дороги» тема интеллектуальных транспортных систем стоит отдельным блоком. В этом году на решение этих задач республике выделено порядка 370 млн рублей, потому что мы понимаем важность оптимизации транспортных потоков в большом городе и ищем для этого лучшие решения и технологии. Хакатон тоже позволяет их найти.

По второму блоку задач участники работали с новой платформой Ситуационного центра РТ и решали сложные задачи по видеоаналитике. Разработчик платформы и соорганизатор марафона хакатонов – компания InnoSTage – подготовила специальную серию вебинаров и видеокурсов для полноценного погружения каждой команды в специфику поставленных задач.

Задачи, которые необходимо было решить на платформе «Ситуационный центр РТ», были не самыми простыми. Платформа – это новый продукт, и те, кто выбрал это направление, видели ее впервые.

Результат оказался отличным: участники смогли показать, насколько разнопланово можно использовать платформу для принятия управленческих решений на основе прогнозной аналитики. Не так давно мы запустили цифровой портал, на котором скоро можно будет видеть, как уже сформированные модели, так и формировать их самостоятельно.

Что нужно умным городам

— Один из треков – интеллектуальные транспортные системы. Участники решали задачи, используя технологию машинного зрения. Чем актуальна эта технология и каких результатов добились участники?

Генеральный директор «Казань-Телематика» (концерн «Национальные телематические системы») Марсель Нигметзянов: Сейчас во всем мире идет трансформация транспортной инфраструктуры, повсеместно внедряется искусственный интеллект и решения, созданные на его основе. На технологии машинного зрения построены, например, системы автоматической фиксации нарушений ПДД и мониторинга дорожной обстановки, комплексы управления транспортными потоками. Можно сказать, что обработка видеопотока в режиме реального времени – это основа современных систем управления транспортной инфраструктурой.

Хакатон – это специфический формат, когда участники в сжатые сроки пытаются решить прикладные задачи. Наблюдая за ходом соревнований, мы видели, что разработчики используют актуальный инструментарий и предлагают очень зрелые решения.

Например, победители хакатона «Интеллектуальные транспортные системы и элементы ситуационных центров» – московская команда Neurocore создала алгоритм видеоанализа транспортных потоков.

Разработанная участниками система машинного зрения, если ее немного доработать, вполне может использоваться на загруженных автомагистралях любой страны мира.

— Какова, в целом, роль развития проектов ИТС для таких направлений, как «умный город», «цифровой регион»?

Без интеллектуальной транспортной инфраструктуры не может быть «умного» города. Использование современных технологий при развитии и цифровизации дорожной инфраструктуры позволяет снизить уровень аварийности на дорогах, повышает скорость движения транспортных средств, увеличивает срок службы дорожного полотна, сокращает объемы вредных выбросов в атмосферу, ощутимо уменьшает расход топлива транспортными средствами.

Кроме того, ИТС – это основа для развертывания других городских и транспортных комплексов. Ведь такая система – источник потока данных, на основе которых будут приниматься те или иные локальные решения. То есть благодаря ИТС, жизнь в мегаполисе будет комфортнее, экономичнее, экологичнее и безопаснее. А разве не это главные задачи, которые должны быть решены в «умных» городах?

Мозговой штурм онлайн

— В хакатоне соревновались 180 человек из 60 команд. Участники работали, находясь не только в России, но и за рубежом. Как на протяжении недели удалось поддерживать работоспособность 180 человек на «удаленке»?

Гендиректор группы компаний InnoSTage Айдар Гузаиров: Если сравнивать онлайн и офлайн хакатоны, то во втором случае участники приезжают, чтобы поработать от 36 до 48 часов в режиме нон-стоп. Оказавшись на площадке, им сложнее отказаться и прекратить участие, поскольку они уже приехали в город проведения мероприятия и погрузились в атмосферу конкурса.

Онлайн-хакатон имеет ряд нюансов: все команды разрознены территориально, внутри одной команды каждый из участников может находиться на другом конце города. Кроме того, удаленный формат не предполагает круглосуточную работу, и, соответственно, участники в любой момент могут переключиться на работу или учебу.

В рамках первого хакатона марафона Digital Superhero члены некоторых команд находились не только в разных городах, но даже в разных странах друг от друга, что накладывало необходимость учитывать разные часовые пояса.

Первое, что нам нужно было сделать – подобрать такие задачи и проблематику, которые заинтересуют участников. Второе – это обеспечить обратную связь. Команды, находясь дистанционно от организаторов, должны быть в потоке коммуникации, ощущать, как идет работа. Третье – это использование платформы, которая позволяла бы закрывать «в едином окне» различные функции для участников: регистрацию, коммуникацию, выгрузка проектов. И четвертое – это график консультаций: были подобраны эксперты, которые поддерживали команды на протяжении всего проекта.

Самое важное в организации онлайн-хакатона – это мотивация самих команд и активная поддержка со стороны организаторов. Мы понимали, как много зависит от наших экспертов и их ежедневного включения в работу с командами на протяжении 7 дней. Эта вовлеченность оправдала себя – потери команд в ходе работы были минимальны, и те, кто покинул марафон – сделали это осознанно, понимая, что их компетенций пока не достаточно для решения поставленных задач.

Среди команд хакатона были две, сформированные из молодых специалистов индустриальных компаний – «Татнефти» и «Росатома». Они выбирали проблематику, ориентируясь на потребности предприятий и отрасли, в которой они работают, учитывали ее специфику при реализации прототипов.

Решения получились достаточно интересными, и, что немаловажно, применимыми для отрасли. Мы планируем дальнейшую работу с этими командами и будем совместно смотреть, как грамотно применить их наработки внутри предприятий, в которых они работают.

Сейчас мы начали подготовку следующего марафона серии – он будет посвящен задачам кибербезопасности и финтеху, готовим его совместно с банком «Ак Барс». Для него мы так же выбрали семидневный онлайн-формат работы.

— На хакатоне работа велась на созданной InnoSTage аналитической платформе «Ситуационный центр». Одна из задач была связана с экологией. Как участники справились с решением?

Хакатон продемонстрировал возможность многостороннего применения платформы «Ситуационный центр». Участниками было создано порядка 100 математических моделей по разным направлениям. Команды реализовали на ней модели для решения таких задач, как определение транспортного маршрута, продолжительности жизни, и в том числе, определение источников выбросов.

Для решения задачи по определению источника загрязнения воздуха у команд была всего неделя, чтобы погрузится в предметную область, изучить множество методик и разработать сами модели на базе платформы. В результате командам удалось сделать свои первые прототипы, способные определять потенциальный источник выброса и визуализировать его на карте.

Команды выбрали определенные параметры состава воздуха, по которым с высокой точностью смогли спрогнозировать источник загрязнения, даже притом, что на него накладываются такие природные параметры, как ветер и его направление, влажность и осадки.

Доработка и развитие таких проектов в будущем поможет в режиме реального времени фиксировать выброс и определять местонахождение предприятия-нарушителя. Постановщиком данной задачи выступило министерство экологии и природных ресурсов Татарстана. Решение этой задачи позволит качественно сменить подход к вопросу экологичности деятельности предприятий и оценке источников загрязнения.

– Когда пройдет следующий хакатон? Планируете ли вы – в случае если эпидемическая ситуация нормализуется – провести мероприятие в традиционном офлайн-формате?

Следующий хакатон состоится с 1 по 8 августа и объединит два направления: кибербезопаность и финтех. Совместно с нами, постановщиком задач в нем выступит один из крупнейших технологичных банков России – «Ак Барс».

Ближайшие хакатоны, мы точно будем проводить в онлайн-формате, так как в целом была переработана концепция всего марафона. Онлайн-формат зарекомендовал себя, как эффективный, и мы смогли подобрать удобный инструментарий и сценарий для его проведения.

Автор: Татьяна Ренкова
Подробнее на РБК.